Владимир
Информационный сайт Владимирской области
г. Владимир и Владимирская область
Справочник г. Владимира
Город Владимир
Гостиницы
Жилье в кредит
Туристические фирмы
Спорт
Выбор места и начало строительства
Городовые сооружения
Ориентиры ценностей
Успенский собор
Дмитриевский собор
Успенский собор Княгинина монастыря
Рождественский монастырь
Здание бывших губернских присутственных мест
Приобретения и утраты
Расширение города
Послереволюционные планы
Европеизация города
Исторический очерк
Образование
Религиозные организации
Экономика
 
 

   
 

Успенский собор

(ул. III Интернационала, 56)

800 лет стоит владимирский Успенский собор, один из выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Он был заложен 8 апреля 1158 года.

Успенский собор был свидетелем быстрого расцвета Влади-миро-Суздальской Руси и ее жесточайшего разорения полчищами монголо-татарских захватчиков. Он видел прогрессивную борьбу владимирцев за объединение разрозненных русских земель. В нем восемь столетий назад были составлены первые владимирские летописи, ставшие основой всего северо-русского летописания. У его алтаря возводились на княжение легендарные полководцы Александр Невский и Дмитрий Донской и все другие владимирские и

13

московские князья до Ивана III. В первой четверти XIV века храм был главным собором Руси.

Успенский собор является сокровищницей древнерусской культуры. Он хранит образцы искусства лучших художников разных времен, от безымянных изографов середины XII столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров XVII—XVIII веков.

Владимирский князь Андрей Боголюбский видел в православной церкви активнейшего помощника в проведении политики объединения разрозненных русских земель. Он понимал, что церковь будет рьяным защитником его княжеского аторитета, а потому не пожалел средств на пышное убранство собора. Князь выделил собору лучшие села и слободы, десятую часть в своих обширных стадах, хлебах, доходах от торговли.

Можно представить, как красив был собор в древние времена, когда вся его массивная глава (первоначально он был одноглавым), торжественные порталы (входы), устроенные с трех сторон, а также арочки и колонки расписанного аркатурного пояса были окованы листами золоченой меди, двери храма украшены «жемчугом великим» и драгоценными камнями, а стены и своды яркой фресковой росписью. Свет хоросов — люстр и паникадил, которые были великолепными образцами прикладного искусства, вместе с сочными красками росписи, архитектурными деталями и украшениями отражался в блестящих медных плитах пола, как в огромном золотом зеркале.

Слаженные пропорции, безукоризненная техника кладки, превосходная обработка архитектурных деталей, выполненных с удивительным чувством меры, сделали памятник классическим. Вот почему Успенский собор служил образцом для торжественных памятников раннего московского зодчества. Так было и позднее, в конце XV века, когда во Владимир приезжал известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, внимательно изучавший Успенский храм и построивший по его образцу одноименный собор Московского Кремля.

В 1185—1189 годах собор был расширен: с трех сторон его окружили новыми стенами. Таким образом, он оказался как бы в футляре: между ним и новыми стенами образовалась галерея, названная в летописи притвором. По углам храм был завершен четырьмя дополнительными главами и стал пятиглавым. Площадь собора удвоилась. Он стал вмещать около 4000 человек. 7 февраля 1238 года монголо-татарские захватчики, которым удалось сломить оборону города, разграбили храм и подожгли его.

В 1411 году, когда после пожара еще не были восстановлены деревянные укрепления, татарский царевич Талыч со своим отрядом занял город и поджег его. Успенский собор лишился своих колоколов, расплавившихся от сильного огня. Награбленные ценности, которые захватчики не могли увезти, они предали огню.

14

В период польско-шведской интервенции Успенский собор пришел в запустение. С начала XVIII столетия предпринимались попытки его восстановить. В 1734 году были закончены большие укрепительные работы, которыми руководил крепостной крестьянин Новой Александровской слободы Яков Буев. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной кровлей, В конце XVIII столетия устроен новый иконостас с пышной золоченой резьбой в стиле барокко. Все его иконы были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с группой помощников. В 90-е годы XIX века Успенский собор подвергся капитальной реставрации, в результате которой было восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись.

После Великой Октябрьской социалистической революции были реставрированы фрески XII и XV веков, установлено квалифицированное наблюдение за состоянием памятника, неоднократно проводились укрепительные, профилактические и реставрационные работы. В последние годы в соборе укреплена и промыта фресковая роспись, раскрыты ценнейшие фрагменты фресковой росписи 1237 года, позолочен центральный купол.

Архитектурный облик памятника своеобразен. Его могучие, широкие фасады расчленены на пять вертикальных прясел, которые на западном фасаде соответствуют пяти нефам — продольным частям храма, направленным с запада на восток. Три средних деления западного фасада соответствуют ширине храма 1158— 1160 гг., а два крайних обозначают ширину галерей, пристроенных в 1185—1189 гг. Центральная часть собора вместе с огромной главой возвышается над галереями и четырьмя угловыми главами, создавая динамичное завершение самого высокого древнерусского храма.

В убранстве фасадов памятника главное место занимает аркатурно-колончатый пояс, протянутый почти по середине северного, западного и южного фасадов и поднятый на алтарных полуцилиндрах. Внутри собора, в его центральной части, сохраняются фрески гениального русского художника Андрея Рублева и его старшего товарища Даниила Черного. Эти фрески написаны на тему традиционного Страшного суда. Однако Андрей Рублев отказался от «функции устрашения». Его образы лишены аскетизма. И это понятно, если вспомнить, что Русь в ту пору была горда замечательной победой, которую ее сынам удалось одержать над монголо-татарами и на поле Куликовом, Лаконизм и ясность композиции, виртуозный рисунок, совершенный колорит, достигнутые Андреем Рублевым в фресках Успенского собора, являются свидетельствами огромного таланта выдающегося художника. Большой интерес представляет некрополь Успенского собора, расположенный в галерее. Здесь похоронены великие владимирские князья: Андрей Боголюбский, его брат

15

Всеволод Большое Гнездо, сын Всеволода Юрий и другие, а также древнерусские писатели — епископ Симон, один из авторов «Киево-Печерского патерика», и Серапион Владимирский, известный своими поучениями, в которых он призывал русских людей к единению.

Существующая колокольня с высоким золоченым шпилем (1810 г.) стоит на месте старой, пострадавшей в 1806 г. во время грозы.

Георгиевский придел, соединяющий собор с колокольней, выстроен в 1862 г. по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена.