Владимир
Информационный сайт Владимирской области
г. Владимир и Владимирская область
Справочник г. Владимира
Город Владимир
Гостиницы
Жилье в кредит
Туристические фирмы
Спорт
Выбор места и начало строительства
Городовые сооружения
Ориентиры ценностей
Успенский собор
Дмитриевский собор
Успенский собор Княгинина монастыря
Рождественский монастырь
Здание бывших губернских присутственных мест
Приобретения и утраты
Расширение города
Послереволюционные планы
Европеизация города
Исторический очерк
Образование
Религиозные организации
Экономика
 
 

   
 

Дмитриевский собор

(ул. III Интернационала, 58)

Дмитриевский собор вошел в сокровищницу мировой архитектуры как одно из интереснейших творений владимирских зодчих. Строительством собора в 1194—1197 годах владимирский князь Всеволод Большое Гнездо отметил рождение сына Дмитрия. К моменту, когда было начато сооружение Дмитриевского собора, владимиро-суздальская архитектурная школа уже вполне сложилась. Вместе с зодчими выросли замечательные мастера: каменотесы и резчики, медники и литейщики, эмальщики и живописцы.

Как и другие памятники архитектуры, Дмитриевский собор неоднократно страдал от опустошительных городских пожаров и монголо-татарских грабежей. Он не раз ремонтировался и к началу XIX века сохранился с грубым четырехскатным покрытием, которое не только искажало его вид, но и привело к разрушению нижней части главы. Это покрытие в 1806 году было заменено более близким к форме старой свинцовой кровли.

Ремонтные работы, проводившиеся по указанию царя Николая I (1834 год), привели к уничтожению древних галерей собора и двух лестничных башен. Для устройства внутренней лестницы был разобран северо-западный свод хоров и погублены ценные фрески. В это же время были устроены железные связи, заменено новыми значительное количество колонок аркатурного пояса. Фигуры «святых» грубой работы встали на месте древних рельефов. Эта варварская «реставрация» длилась 13 лет.

Огромное внимание реставрации Дмитриевского собора уделяется после Великой Октябрьской социалистической революции. Значительными были инженерно-укрепительные и реставрационные работы, начатые в 1939 и завершенные в 1952 году Владимирской специальной научно-реставрационной мастерской по проекту и под руководством архитектора А. В. Столетова. Эти работы обеспечили восстановление первоначальных форм памятника, устранили серьезные деформации сводов, парусов,

16

светового барабана и юго-западного подкупольного столба. Старые дубовые истлевшие связи были заменены железобетонными.

Памятник покоряет своими величественными пропорциями и превосходной обработкой белокаменных плит, уложенных в ровные горизонтальные строки. Наиболее характерной его особенностью является великолепный резной убор, занявший почти две трети площади фасадов. Мотивы резьбы разнообразны, но ведущими являются изображения растений, птиц, зверей, животных, охотничьи сцены. Композиций религиозного содержания немного. На южном фасаде, вверху, выделяется изображение двух мифических грифонов с туловищем льва, головой и крыльями орла.

Привязанные хвостами к прямоугольному коробу, в котором сидит Александр Великий с двумя ягнятами в приподнятых руках, грифоны стремятся достать ягнят и как бы возносят Александра Македонского на небо. Этот восточный миф широко известен в средневековье. В XII веке он был любимым сюжетом не только резчиков и поэтов, но даже ткачей, украшавших подобными изображениями драгоценные ткани.

Дмитриевский собор занимает особое место во владимиро-суздальской архитектуре. Именно этот памятник, создавший законченный образ величественной белокаменной постройки, послужил прообразом шедевров древнерусского зодчества — Рождественского собора в Суздале и Георгиевского — в Юрьев-Польском.